8 (3843) 77-79-79         e-mail: rector@sibsiu.ru

СибГИУ на III Всероссийском ИОТ-слёте в Москве

13.06.2024 СибГИУ на III Всероссийском ИОТ-слёте в Москве
Более 170 представителей университетов России собрались 30–31 мая на Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ в лектории Российского общества «Знание» в павильоне «Атом».

ИОТ-слёт — одно из ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и технологий в России в треке «Проектирование будущего», ориентированное на дискуссии и обмен опытом ректоров и проректоров, руководителей ПИШ и ИТ-команд российских вузов, внедряющих или планирующих внедрение индивидуальных образовательных траекторий для студентов.

Организаторы мероприятия: ИОТ-университет, «Научно-образовательная политика», ФГАНУ «Социоцентр» в партнёрстве с ИОТ-консорциумом вузов и Российским обществом «Знание».

Делегаты ИОТ-слёта представили более 80 университетов изо всех федеральных округов Российской Федерации. География участников — от Владивостока до Калининграда, от Элисты до Якутска, от Мурманска до Симферополя. Самый многочисленный по количеству участников ИОТ-слёт собрал не только технические, медицинские, экономические и юридические университеты, но и вузы креативных направлений, а также педагогические и сельскохозяйственные.

СибГИУ на слете представляли проректор по развитию основных образовательных программ Ольга Приходько и директор Института передовых инженерных технологий Ирина Кольчурина. Они поделились с коллегами опытом проектирования и реализации программ Инженерного бакалавриата.

Темы ключевых панельных дискуссий двух дней: «Управление университетом в современных контекстах» и «Удобный университет: пространство возможностей, целеполаганий и вызовов». 

Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, так определила приоритеты для университетов:
«Моя мечта, когда все университеты перестанут быть скучными и начнут развиваться, причём делать это в трёх смыслах. Первый — быть интересным для студентов. Это вызов для вузов регионов, откуда уезжают ребята, их нужно удерживать, что-то предлагать. Второй вызов — задачи, которые ставят перед вузами в регионах предприятия, которым срочно нужны кадры. И третье — это научиться работать в консорциумах так, чтобы компетенции объединялись, а конкуренция стала не соревновательной и спором, кто лучший, а конкуренцией, которая даёт возможность синергетически объединить компетенции друг друга и развиваться».

Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор Московской школы управления «Сколково», подчеркнул важность деятельной управленческой рефлексии: «Нужны доверие и откровенность, группа людей, которые берут ответственность на себя».

В докладе «Инженерный бакалавриат: индивидуализация через партнёрство» Ольга Приходько, проректор СибГИУ, рассказала о том, как в СибГИУ пришли к необходимости индивидуализации в образовании – через запрос от индустриальных партнеров.

«Когда индустрия делает нам заказ, мы сразу оговариваем, что индустриалы нам помогают не только проектировать образ выпускника, образовательный план, делать материально-техническое обеспечение, которое позволит реализовать такую программу, но и участвуют в проектной деятельности, в наборе абитуриентов.
Образовательную программу мы проектировали с нашими партнёрами и действительно попытались вытащить текущий запрос индустрии, текущие производственные задачи. Партнёры очень помогли нам с созданием новых образовательных пространств, лабораторий, серьёзно вложились в нашу проектную деятельность. Они формулируют тематики проектов, сопровождают наши проекты. И это позволило действительно сделать другое содержание. Так мы создали образовательную программу, в основе которой проектное обучение, междисциплинарный подход. Она проектировалась как гибкая с возможностью донастройки и под индустриального партнёра, и под изменяющуюся внешнюю ситуацию.
То, с чего многие начинают, мы к этому пришли в конце. Это личный запрос обучающегося, который мы тоже в определённой части учебного плана учитываем», - Ольга Приходько.

«Мы реализуем в университете проектную деятельность, в которой участвует руководитель от университета и наставник от предприятия. Это взаимодействие начинается с формирования тематики проектов, которые наши технологические партнеры для нас формулируют и загружают на наш информационный ресурс „Витрина проектов".
Соответственно, наши преподаватели адаптируют задачу, которую формулирует бизнес, преподносят ее на языке, понятном обучающимся, и формируется так называемая карточка проектов.
Каждую среду ребята работают на предприятии, это целый день общения с наставником. И это не только выполнение определённых заданий, они у нас формализованы, но и погружение в корпоративную культуру предприятия. То есть они общаются с наставником, они понимают, как работает предприятие, и могут сделать выбор на следующий проект, остаются они с этим предприятием или меняют своё направление подготовки и уже будут смотреть другие интересные им рабочие места.
Оценивание проектной деятельности 360° у нас происходит также на нашем информационном ресурсе. Защита проектов обязательно проходит на предприятии, это реальная презентация проекта и отстаивание своих мнений, своих выводов перед производственниками», - рассказала Ирина Кольчурина, директор Института передовых инженерных технологий СибГИУ .

Итог мероприятия подвёл Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS:
«На Третьем ИОТ-слёте ярко видны изменения в повестке — мы от романтических разговоров про ИОТ перешли к экспертной дискуссии, где обсуждаем пакет технологий для реализации ИОТ. Радует, что количество университетов, использующих эти технологии, уже исчисляется десятками. Теперь это слёт практиков, пусть и продвигающихся с разной скоростью, которые делятся своим опытом. Одна из обсуждаемых проблем — дефицит управленческих и финансовых ресурсов для этих преобразований. Важно, чтобы университеты двигались самостоятельно и проактивно, пользуясь в том числе возможностями поддержки со стороны государства, а это предъявляет высокие требования к управленческой зрелости».


Возврат к списку